Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4 г. Нарьян - Мара"

Официальный сайт
МБОУ "СОШ №4"
Нарьян - Мар 166000
пр. Капитана Матросова, 1
тел.(881853)21660

 Главная

 О нас

История

 Учёба

Ученики

 Достижения

 Традиции

 Копилка

 Творчество

 Управление

Сегодня года.

Формирование здоровья обучающихся средствами физической культуры

Учитель физической культуры МСОШ № 4 г.Нарьян-Мара Ниткин Валерий Андреевич

«Забота о здоровье ребёнка - это не просто комплекс
санитарно-гигиенических норм и правил
и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил,
и венцом этой гармони является радость творчества»
В.А.Сухомлинский

Введение.

Физическая нагрузка, высокая двигательная активность являются одним их факторов, укрепляющих здоровье. Движения являются основным источником радости, а чувство радости очень важно для хорошего функционального состояния сердечно-сосудистой системы.
Основными аспектами формирования физического здоровья являются:
а) формирование оптимальной гармоничной конституции;
б) контроль над системогенезом и управление им;
в) наращивание энергетического потенциала, функционального резерва путём применения тренерующих воздействий;
г) неспецифическая профилактика заболеваний.

К сожалению, в школе происходит снижение двигательной активности учащихся. 80% дневного времени учащиеся проводят в сидячем положении.
Основными принципами формирования физического здоровья ребёнка являются:
1) обеспечение оптимальных условий жизни;
2) здоровый образ жизни ребёнка;
3) грамотное формирование соматической конституции;
4) своевременной и адекватной применение развивающих, гармонизирующих, тренирующих воздействий, обеспечивающих неуклонное повышение уровня здоровья;
5) специфическая и неспецифическая профилактика заболеваний.

Часть 1. Задачи и значение формирования здоровья обучающихся средствами физической культуры.
Три школьных периода проходит за время учёбы ребёнка в школе.
Младший школьный возраст (7- 10 лет) – это период, являющийся наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств.
Средний школьный возраст (11-15 лет) – подростковый возраст – период максимальных темпов роста организма и отдельных его частей, увеличения функциональных резервов. А также гормональной перестройки. В этом возрасте нужны двух-трёх разовые тренировки.
Старший школьный возраст (16-17 лет) – в этом возрасте практически заканчивается рост тотальных размеров тела по длине, повышается прочность скелета. Для поддержания достаточного уровня физического развития в юношеском возрасте необходимо тренироваться 2-3 раза в неделю по 1,5 – 2 часа и с обязательной утренней физзарядкой ежедневно.
Проблемы физического развития и укрепления здоровья учащихся в настоящее время являются наиболее актуальными. В младшем школьном возрасте почти все физические качества ребёнка демонстрируют высокие темпы прироста. При этом возраст 6-9 лет особенно плодотворен для создания координационной базы, 9-11 лет – для развития быстроты и «быстрой» силы. Если в этот период не сосредоточить педагогические усилия на этих составляющих физического потенциала ребёнка, то будет безвозвратно упущено самое подходящее время. Самые благоприятные условия для формирования физиологической основы будущих физических кондиций человека. Поэтому организация правильного тренировочного режима ребёнка с целью обеспечения скоростных качеств его общей физической подготовки и преимущественной направленности на развитие широкого спектра двигательных координаций оказывается наиболее адекватной возрастным особенностям развития физического потенциала человека в этот период его жизни.
В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образы движений младшие школьники воспринимают прежде всего в ощущениях и обобщённых впечатлениях и в меньшей степени – путём осознания, продуманного освоения технических действий. Поэтому обучение целостному упражнению будет в этом возрасте иметь больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только понаблюдав за тем, как это делается, могут освоить передвижение на лыжах, коньках, велосипеде, научиться обращаться с мячом. Ракеткой, проявить спортивно-игровую смекалку.
Уровень физической культуры человека определяется тем, насколько он овладел основными ценностями этой важнейшей составляющей культуры нашей цивилизации. К их числу относятся знания о строении и функционировании нашего двигательного аппарата и обеспечивающих его работу систем организма, о сущности и правилах организации физической подготовки и закаливания, режима восстановления; степень личной активности человека в развитии своего физического потенциала; уровень физической подготовленности, состояние здоровья.
Важнейшей концептуальной особенностью предлагаемой системы является установка на комплексное формирование основ физической культуры ребёнка, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание младших школьников нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития личности ребёнка, безусловного единства интеллектуального, эстетического. Нравственного, трудового и физического воспитания в интересах освоения младшими школьниками представлений о сущности здорово образа жизни, овладения его основными правилами.
Культура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры – по существу одна из основных непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле.
На образ жизни младшего школьника может оказать влияние школьное оздоровительное воспитание, которое определяется как процесс, в ходе которого ребёнок учится заботиться о своём здоровье, сознательно относиться к нему, что служит одним из показателей общей культуры человека.
Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью состоит из двух частей: первая часть – физическая подготовка, вторая – оздоровительное воспитание.
Физическая подготовка обеспечивает реализацию основной цели концепции – организацию широкого спектра педагогических воздействий с целью формирования моторного опыта детей путём освоения многообразных двигательных координаций и развития физических качеств.
Главные принципы этой стратегии следующие: адекватность содержания физической подготовки и её условий индивидуальному состоянию ребёнка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого школьника.
Целью физического воспитания в начальной школе является содействие всестороннему и гармоничному развитию личности. Это понятие включает в себя крепкое здоровье, соответствующий уровень развития двигательных способностей и физического развития, необходимые знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Конкретными задачами воспитания учащихся являются:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, содействие гармоничному физическому развитию, выработки устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
- овладение «школой движений»;
- развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
- выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм или иным видам спорта;
- воспитание дисциплинированности.
Обязательный минимум образования по физической культуре включает теоретический и практический материал по двум разделам естественные основы и социально-психологические основы.
Теоретический материал естественных основ содержит следующие темы: здоровье и физическое развитие человека; строение тела человека, его положения в пространстве; основные формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении; работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и слуха при движениях и передвижении человека.
В практической части этого раздела основное внимание уделено умениям и навыкам, которыми должны овладеть учащиеся. К ним относятся: выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами из различных исходных положений, на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией; выявление работающих групп мышц и измерение частоты сердечных сокращений в процессе сюжетно-образных упражнений и подвижных игр с использованием основных форм движений; измерение роста, веса, окружности плеча и силы мышц. Теоретический материал социально-психологических основ включает следующие темы:
- влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья;
- физические качества (сила, быстрота, гибкость, выносливость) и их связь с физическим развитием, комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения самостоятельно, обучение движениям и правила формирования осанки, комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц;
- эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
Практический материал включает выполнение учащимися жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание предметов, лазанье, перелезание, передвижение на лыжах, плавание) различными способами и с изменяющимися амплитудой, траекторией и направлением движения в условиях игровой и соревновательной деятельности, а также контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств. Не надо доказывать, что знания о здоровье, здоровом образе жизни, о том, как занятия физическими упражнениями влияют на рост и развитие организма. Необходимо прививать учащимся с раннего возраста.

Часть 2. Из опыта работы коллектива школы по формированию здоровья обучающихся средствами физической культуры

В своём школьном коллективе мы пытаемся использовать принципы активного оздоровления детей всех школьных возрастов. В младшем школьном возрасте используем проведение утренней гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, различных подвижных игр на переменах, спортивных часов в группах продленного дня, различных внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий, занятий с родителями. Ну и конечно же уроков физкультуры с использованием хореографии, ритмики, различных игр. В начале учебного года наше МО учителей физкультуры всегда собирается на расширенное заседание совместно с администрацией школы, где мы утверждаем, вносим изменения, добавления и т. д. плана оздоровительной и спортивно- массовой работы на весь учебный год, где большое внимание уделяем вопросам оздоровления учащихся, проведения массовых оздоровительных и спортивных мероприятий.
С целью поддержания высокого уровня работоспособности младших школьников в классах проводятся физкультминутки с различными комплексами упражнений, например:
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
- исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1- голову наклонить направо, 2- и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п. 5 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
- и.п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4- и.п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
- и.п. стоя, руки на поясе, 1 – правую руку вперёд, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
- и.п. стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- и.п. – сидя, руки вверх, 1- сжать кисти в кулак, 2- разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия напряжения с мышц туловища:
- и.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
- и.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить5-6 раз. Темп средний.
Также в классах проводятся классные часы на различные спортивные темы, по оздоровлению, технике безопасности, питанию, здоровому образу жизни с привлечением «спортивных» учащихся, тренеров, педагогов и т.д.
В настоящее время часть учащихся общеобразовательных учреждений имеют избыточную массу тела и ожирение. Наибольшей эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий при избыточной массе тела удаётся достичь, если начаты они в младшем школьном возрасте, в 7-11 лет, пока у ребёнка не развились осложнённые формы ожирения.
Основными причинами, приводящими к избыточной массе тела и ожирению в детском и подростковом возрасте, являются предрасположенность к нарушению обменных процессов, чрезмерное питание и малоподвижный образ жизни.
Основными направлениями профилактики и оздоровления детей с избыточной массой тела являются: повышение двигательной активности, закаливание организма и соблюдение правил рационального (ограниченного) питания.
Основными формами двигательной активности учащихся с избыточной массой тела являются:
- утренняя гимнастика (до 10 мин.), подвижные игры на переменах (до 5 мин.);
- игры и прогулки на воздухе после уроков (до 1,5 часов);
- спокойная прогулка перед сном (до 30 мин.).
Комплекс упражнений утренней гимнастики для учащихся с избыточной массой тела (общая продолжительность до 10 мин., каждое упражнение выполняется 5-6 раз, темп – свободный):
- вращение бёдрами по часовой стрелке и против неё (руки за головой, локти максимально отводятся назад);
- повороты корпусом вправо и влево с вытянутыми в сторону руками (ноги шире плеч, при выполнении упражнения их не отрывают от пола);
- сгибание и разгибание туловища (упражнение выполняется сидя на полу, колени согнуты, ступни зафиксированы), туловище медленно переводится в горизонтальное положение и быстро возвращается в исходное;
- поднятие таза, лёжа на спине (грудь выгнута, ноги упираются в пол);
-наклоны корпуса вперёд (руки касаются пола).
Детям и подросткам с избыточной массой тела следует рекомендовать заниматься такими видами спорта как: коньки, лыжи, плавание, велосипед, пинг-понг, бадминтон, играми, требующими относительно высокой двигательной активности. Полезны также пешие походы, прогулки, игры. Однако степень физической нагрузки при спортивных занятиях определяется врачом эндокринологом в соответствии с состоянием здоровья и функциональными возможностями учащегося.
Режим питания учащихся с избыточной массой тела должен отличаться следующими особенностями: калорийность пищи в течение дня распределяется так, чтобы завтрак включал 25-30% калорийности всего суточного рациона, обед- 35-40%, полдник – 10-15 %, ужин 25- 20%, частота приёма пищи – не менее 4 раз в день и 75-90% всего количества пищи должно приходиться на время до 17-18 часов, после 18 часов употребляются только кисломолочные продуты (кефир, простокваша, ряженка) и овощи, исключая картофель. Ребёнка следует приучать есть медленно, тщательно пережёвывая пищу.
Большое значение в реализации потребностей ребёнка в двигательной активности с познанием природы и окружающего мира, а также закрепления полученных знаний и умений имеют туристические походы, которые традиционно проводятся у нас как «день здоровья» в осенний, весенний, зимний периоды. В эти дни учащиеся выходят в пеший или лыжный поход, отрабатывают навыки туристической техники, занимаются приготовлением пищи, собирают лекарственные растения, проводят ботанические, зоологические, метеорологические, геологические и другие наблюдения, занимаются краеведческой и природоохранной деятельностью. В программу включаются игры, эстафеты, соревнования по ориентированию, различные конкурсы и т.д.
У нас в школе особое внимание уделяется детям с избыточной массой тела. Проводятся беседы с учащимися, их родителями, индивидуальный подход на уроках, дети вовлекаются в различные спортивные секции.
Один из основных оздоровительных мероприятий в школе у нас является сентябрьский общешкольный (всех классов с 1 по 11) туристический поход в лес. Обширная программа похода включает в себя различные спортивно–туристические мероприятия, подвижные игры, «весёлые старты» и многое другое. Поход даёт толчок к началу учебного спортивного года.
Также в нашей школе стало традицией проводить смешанные уроки на свежем воздухе. В осенний период на природе проводятся уроки географии, химии и другие совместно с физкультурой.
Кроме того каждый класс осенью в течение 1 четверти ходит в поход за «здоровьем».
В сентябре в школе ведётся запись в спортивные секции, проводимые в школе, исходя их имеющихся условий. Вот уже 2 года, как школа переехала в новое здание, где мы имеем: два спортивных зала, небольшой зал хореографии, тренажёрную комнату и балкон, на котором можно заниматься игрой в настольный теннис.
Решая проблему занятости учащихся в послеурочное время, укрепления их физического развития и здоровья, совместно с тренерами- общественниками и педагогами дополнительного образования при школе функционируют спортивные секции: баскетбола, волейбола, мини- футбола, настольного тенниса, спортивных танцев, борьбы «кобудо», восточных единоборств, а также функционирует военно-спортивный клуб.
А тех учащихся, которые захотели более серьёзно заниматься спортом, достичь высоких результатов, мы направляем в детско-юношеские спортивные школы, спортивно-оздоровительные клубы. И как показывает опыт работы – учащиеся, которые занимаются в различных спортивных секциях, физически сильнее своих сверстников, психологически устойчивее и конечно же гораздо здоровее и менее подвержены различным заболеваниям! Такие ученики к окончанию 9-10-11-х классов также показывают высокие спортивные результаты по «своим» видам спорта.
Конечно же, внеклассная работа в школе является важнейшей частью физического воспитания и укрепления здоровья учащихся.
Помимо спортивных секций в школе в течение учебного года проводятся различные спортивные соревнования: по баскетболу, волейболу, футболу, настольному теннису, мини- футболу, лёгкой атлетике, гимнастике, военно-спортивным мероприятиям в честь Дня защитника Отечества и другие.
Отдельно можно остановиться на таком «полезном» с точки зрения оздоровления учащихся виде как спортивные мероприятия по лыжной подготовке. Большой период учебного времени в течение учебного года у нас приходится на зиму. Снег лежит до мая месяца. Поэтому мы стараемся как можно больще уроков проводить по лыжной подготовке.
Лыжная подготовка - не только физическое развитие, но и закаливание, укрепление организма и повышение сопротивляемости простудным заболеваниям. На практике доказано: кто регулярно в школе из учащихся посещает уроки физкультуры и тренировочные занятия по лыжной подготовке и грамотно распоряжается своим организмом, соблюдая гигиенические правила, тот гораздо менее подвержен простудным заболеваниям!
Поэтому мы не только проводим уроки по лыжной подготовке, но и выходим на коньках. Во время уроков на улице устраиваем лыжные «показы», Дни здоровья на катке, а когда не позволяют погодные условия – просто пешие прогулки на значительные расстояния.
Различные прогулки на свежем воздухе становятся не только отдыхом, но и способствуют решению целого ряда задач:
а) реализация двигательной активности детей;
б) актуализация и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми;
в) совершенствование внимания к эмоциональному состоянию другого.
Наряду с играми дети делятся и личным опытом в играх.
У нас в г.Нарьян-Маре в апреле месяце проводится замечательный спортивный праздник «Северное сияние», где в соревнованиях по лыжным гонкам принимают участие и «стар» и «млад», т.е маленькие дети детских садов и учащиеся школ с 1 по 11 класс, и взрослые – все желающие. Большинство учащихся в течение зимнего периода готовятся к этим соревнованиям, и на уроках по лыжной подготовке и конечно же во внеурочное время, в выходные дни. А предварительно внутри своего школьного коллектива проводятся свои соревнования «Малый праздник Северное сияние», который даёт большой толчок к занятиям спортом всем учащимся.
Ну и конечно же сборные команды школы активно принимают участие в различных спортивных мероприятиях по спортивным играм на муниципальном и региональном уровнях, а также участвуют в соревнованиях по Северо-Западному округу и на Всероссийских соревнованиях.
В последние годы в школе большое внимание уделяется олимпиаде по физической культуре. На школьном этапе мы стараемся как можно больше учащихся охватить участием в олимпиаде. На муниципальный и региональный уровень выходят лучшие. Три года подряд учащиеся нашей школы представляли Ненецкий автономный округ на Всероссийском этапе олимпиады по физической культуре. А это большой пример для остальных учеников, которые стремятся быть такими же здоровыми и спортивными!
Большое значение имеет и введение 3-го часа физической культуры в недельный план учебной нагрузки. Основные направления третьего урока: оздоровительное – укрепление здоровья учащихся, развитие физических качеств и способностей, предупреждение заболеваний. На начальной ступени общего образования - формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, приобщении к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. На ступени общего основного образования – воспитание привычки к самостоятельным занятиям по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения. На ступени среднего (полного) общего образования – использование различных видов физических упражнений с целью самосовершенствования организаций досуга и здорового образа жизни, организации индивидуального двигательного режима.
Задачами третьего (оздоровительного) урока физической культуры являются:
- снижение негативных последствий учебной нагрузки;
- укрепление здоровья учащихся;
- увеличение двигательной активности;
- обучение школьников основам методики самостоятельных занятий оздоровительными физическими упражнениями;
- повышение уровня сформированности личностных качеств школьника.
Третий час физической культуры у нас проводится уроками на свежем воздухе, посещением бассейна (отдельные группы начальных классов) и в спортивных залах занятиями базовыми видами спорта, занятиями на тренажёрах, ритмической гимнастикой, аэробикой.
Для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к подготовительной группе для занятий физической культурой, необходимо учитывать специфику заболеваний и ориентироваться на выработку умений использовать физические упражнения для укрепления здоровья, развития устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Для обучающихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, необходимо учитывать противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учётом специфики заболеваний и ориентироваться на укрепление их здоровья, коррекцию физического развития и повышения физической подготовленности.
Зная таких учеников, мы конечно же вместе с медицинским работником стараемся строго индивидуально подходить к занятиям с учащимися, отнесённым к этим группам.
Конечно же, не всё гладко в работе нас в школе. Трудности есть в работе с классами коррекции. Не всегда удаётся завлечь учащихся этих классов в занятия физкультурой, есть проблемы с дисциплиной. Есть «трудные» подростки, которые мешают проведению уроков и т.д. Таких ребят, конечно же, стараемся завлечь в спортивные клубы, в «боевые» виды спорта и т.д. с введением 3-го часа физкультуры не вмещаемся в спортзалы. На одном уроке занимаемся по два класса, что доставляет определённые трудности в проведении урока, вызывает «стеснение» отдельных учащихся, особенно у девочек 7-9 классов. Маленькая у нас и лыжная трасса в районе школы, когда на ней занимаемся по 3-4 класса. Есть и другие небольшие проблемы. Но мы стараемся все трудности преодолевать, находить выходы их этих положений.
Держа связь с родителями, мы стараемся привлекать их для участия в общем деле укрепления здоровья учащихся. Занятиям физическими упражнениями. Наряду с учащимися родители (особенно младших классов) принимают активное участие вместе со своими детьми в спортивных состязаниях «Папа, мама, я – спортивная семья», «Весёлые старты» и т.д. Родители помогают в проведении спортивных мероприятий и своим личным примером вовлекают учащихся в занятия физкультурой. Согласованные действия школы и семьи являются одним из условий сохранения и укрепления здоровья школьников.

Психологическое здоровье.
Проявляя заботу о здоровье школьников, важно не ограничиваться вниманием только к физическому здоровью, но оценивать, охранять и укреплять психологическое здоровье учащихся, подверженное в современных условиях гораздо большему воздействию здоровьеразрушающих факторов, в том числе и в образовательном процессе. Поэтому всё больше возрастает роль школьных психологов, а также нужна психологическая подготовка каждого учителя и конечно же нас – учителей физической культуры. Воспитание культуры здоровья – важной и неотъемлемой части общей культуры человека как раз относится к компетенции учителей физкультуры. А это включает в себя не только установку на ведение здорового образа жизни, но и отказ от вредных привычек, психологическую гармонизацию своего душевного состояния и взаимоотношений с окружающими, разумное отношение к укреплению здоровья.
Учитель физкультуры – подтянутый, стройный, вызывающий симпатии учащихся не только к себе лично, но и к своему предмету, к занятиям физкультурой и спортом. Воспитательный потенциал личного примера учителя физкультуры имеет большое значение для учащихся. Поэтому мы, учителя физкультуры, стараемся у себя в школе своим личным примером увлечь учащихся к занятиям физкультурой и спортом. Вместе с учащимися принимаем участие в оздоровительных мероприятиях и спортивных соревнованиях. Сами участвуем в городских соревнованиях по спортивным играм, лыжной подготовке, стрельбе и т.д. Важна роль современного учителя физкультуры в работе по модернизации школьного образования, сохранению и укреплению здоровья учащихся, их физическому и нравственному развитию. И каждый учитель должен повышать свой профессиональный потенциал в методах воспитательной работы, в сфере психологии здоровья, в практическом использовании сберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

Вывод.
В работе каждого учителя физкультуры имеются и «плюсы» и «минусы», но мы всегда стремимся к тому, чтобы каждый учащийся был здоровым и умел сам заботиться о своём здоровье.
Исходя из опыта работы за предыдущие годы, анализ показывает, что те учащиеся, которые с начального звена правильно относились к занятиям физической культурой, совершенствовали своё физическое образование, спортивное мастерство, приучили себя к здоровому образу жизни – легко и уверенно справлялись со сдачей экзаменов по физической культуре в выпускных классах, продолжили свою учёбу в высших учебных заведениях со спортивным уклоном, в военных училищах, а после окончания их работают в в учебных заведениях, спортивных клубах, спортивных школах, приучая подрастающее поколение к занятиям физической культурой, к здоровому образ жизни.
Коллектив нашей школы стремится к «модели здоровой школы», где должно быть всё взаимосвязано:
- образование в области здоровья;
- физическое воспитание;
- школьная медицинская служба;
- система питания;
- служба здоровья школы;
- психологическая и социальная службы;
- здоровая школьная среда;
- взаимодействие школы, родителей и общественности.

Список использованной литературы:

1) Материалы третьей городской научно-практической конференции «Здоровье школьников в условиях интенсификации обучения: психолого-педагогический подход», Москва, АНО «Школа «ПРЕМЬЕР» 2006;
2) А.В.Родионов, В.А.Родионов Выявление факторов зависимости от психоактивных веществ в работе с несовершеннолетними, Методическое пособие, Москва 2003;
3) Настольная книга учителя физической культуры, сост. Б.И.Мишин, Москва 2003;
4) Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, Москва 2004;
5) Н.К.Смирнов Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе, Москва 2008;
6) В.В.Михайлов Путь к физическому совершенству, Москва «Физкультура и спорт» 1989

 



 

Hosted by uCoz